Новости     О сайте     Координаты     Гостевая    
Городская среда
Здоровье
Поможем Природе
Климат
Экологический календарь
Газета для школьников «Эхо природы»
Северсталь и РУСАЛ
Балаковская АЭС
Это интересно
Выступление Виноградовой А.М.
06.02.2009
Выступление Виноградовой А.М. 05.02.2009г.

Законодательная основа организации и проведения референдума на территории Балаковского района.

Согласно ст.16 Конституции РФ глава 1 - «Основы конституционного строя», никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя.

Статья 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Следовательно, эти права и свободы превалируют над интересами коммерческих организаций.

Статья 3, часть 3: «Референдум, наряду со свободными выборами, является высшим непосредственным выражением власти народа.»

Статья 32: Граждане России имеют право участвовать в референдуме.

Ст.34 расположена в главе 2 (Раздела 1 Конституции), устанавливающей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина, т.е. физических лиц и их объединений (В соответствии со статьей 64 Конституции положения этой главы «составляют основы правого статуса личности»), т.е. не имеют никакого отношения к деятельности юридических лиц - коммерческих организаций, к которым относится ЗАО «Северсталь - Сортовой завод Балаково». Даже если бы статья 34 имела отношение к юридическим лицам, она, как указывалось, помещена в главу 2 Конституции и занимает подчинённое положение по отношению к статьям 2 и 3. Таким образом, право, кого бы то ни было, на осуществление экономической деятельности не может ограничивать право граждан на референдум или влиять на возможность его реализации.

Статья 130 Конституции РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Закон РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

Ст.3. устанавливает для всех объектов хозяйственной деятельности «презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности».

Ст.11 «Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды» п.2. гарантирует право граждан принимать участие в референдумах по вопросам охраны окружающей среды.

Ст.13 п.2. «При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учётом мнения населения или результатов референдума».

Ст.13.п.3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим ФЗ и другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Земельный Кодекс РФ . Статья 12 часть1. «Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем».

В зависимости от содержания договора аренды земельного участка возможны различные решения по расторжению данного договора. Если земельный участок предоставлен в аренду заведомо для ведения потенциально экологически вредных видов деятельности, нарушающих право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции, то такой договор аренды на основании статьи 168 ГК может быть признан ничтожным или оспорен и расторгнут в судебном порядке как не соответствующий требованиям закона или иных правовых актов.

Градостроительный Кодекс РФ.

Статья 51, часть 3 гласит: «Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.» Решение, принятое на референдуме, и нужно рассматривать как «иной предусмотренный федеральными законами случай», который может иметь в качестве правового последствия отказ в выдаче разрешения на строительство.

Федеральный Закон Российской Федерации № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»

Статья12. Полномочия органов местного самоуправления в области использования атомной энергии.

«Органы местного самоуправления обеспечивают:

П.1. Участие в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

П.4.Предоставление земельных участков для размещения на подведомственных территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с законодательством РФ.

Ст.10.Совместное ведение органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования атомной энергии.

П.1.Принимают решения о месте размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения…

П3.Обеспечивают защиту прав граждан при использовании атомной энергии.

Ст.11.Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области использования атомной энергии.

П.4. Устанавливают порядок и организуют с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждение вопросов использования атомной энергии.

Программой развития атомной энергетики России до 2015 г. (в перспективе до 2020 г.), утверждённой Правительством Российской Федерации в 2007 г., не предусмотрено строительство 5-го и 6-го энергоблоков Балаковской АЭС (далее – БАЭС). Федеральный орган исполнительной власти не принимал решения о размещении на территории БМР новых энергоблоков БАЭС. Строительство данного объекта является инициативой частного хозяйствующего субъекта – компании «РУСАЛ», не являющегося федеральным органом исполнительной власти. В связи с этим аргументы о противоречии второго вопроса федеральному законодательству представляются несостоятельными.

Кроме того, хотелось бы специально отметить, что и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 13), и Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённое Приказом Госкомэкологии России № 372 от 16 мая 2000 г. (пункт 4.3) рассматривают референдум в качестве одного из механизмов, влияющих на принятие решения о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может негативно влиять на окружающую среду и причинить ей вред.

В ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" содержится следующее определение термина "охрана окружающей среды" - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. А данные предприятия будут оказывать негативное воздействие на окружающую среду и людей т.к. они планируют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и размещение отходов на землях БМР. Так в Рабочем проекте (утверждаемая часть), Том 7. «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» 81344-ООС-УЧ (и.о.ген.директора проекта А.В.Хмелев, ГИП А.В.Виноградов) указываются источники выбросов, количество выбросов в атмосферу вредных веществ после очистки (более 2-х тысяч тонн в год ), количество и качество твердых отходов (более 236 тыс.тонн в год,1-5 классов опасности), планируемых к размещению на территории БМР. Плановые платежи за негативное воздействие на окружающую среду этим документом определены в размере 12, 9 млн. рублей в год.

Таким образом, референдум рассматривается как инструмент, способный ограничить осуществление любой деятельности, в том числе и предпринимательской, в случае, если она может причинить вред окружающей среде.

Вне всякого сомнения, у жителей БМР есть все основания полагать, что хозяйственная деятельность таких экологически опасных объектов как ядерные энергоблоки и металлургические комплексы может причинить вред окружающей среде, а потому они имеют полное право организовать референдум для выражения своего мнения относительно возможного размещения на территории БМР указанных объектов.

В любом случае при каких-либо сомнениях, неясности, нечёткости или противоречиях в законодательстве должны применяться нормы Конституции, часть 1 статьи 15 которой гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Виноградова А.М.
Число прочтений: 2947

Версия для печати

Назад

  © www.ecobalakovo.ru 2008-2020 г.